Методическая копилка

У 2023-2024 навучальным годзе ў Дзяржаўнай установе адукацыі “Бор-Слабадская базавая школа” функцыянуюць наступныя вучэбна-метадычныя аб’яднанні

развернуть
  1. Вучэбна-метадычнае аб’яднанне настаўнікаў-прадметнікаў

       Кіраўнік – Пазняк Ірына Леанідаўна, настаўнік вышэйшай кваліфікацыйнай катэгорыі

       Колькасны склад – 8  

 

  1. Вучэбна-метадычнае аб’яднанне настаўнікаў пачатковых класаў, выхавальнікаў дашкольнай групы і групы падоўжанага дня

      Кіраўнік – Булыга Лілія Аляксандраўна, настаўнік І кваліфікацыйнай катэгорыі

      Колькасны склад – 6 педагогаў

     

  1. Вучэбна-метадычнае аб’яднанне класных кіраўнікоў

     Кіраўнік - Веракса Святлана Сцяпанаўна, настаўнік І кваліфікацыйнай катэгорыі

     Колькасны склад – 10 педагогаў

свернуть

Формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций обучающихся в процессе учебно-познавательной деятельности

развернуть

Словарь основных понятий

 

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

 

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

 

Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.

 

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.

 

Социальные компетентности связаны с жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки).

 

Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, практические способности).

 

Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации).

 

Компетентностный подход – формирование у учащихся ключевых компетентностей в образовательном  процессе.

 

Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования.

 

Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.

 

Предметные компетенции – компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

 

 

Жемчужины мысли

 

Неграмотными людьми ХХІ века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться.

Алвин Тоффлер

 

Думать, что всё знаешь, останавливает тебя от того, чтобы учиться новому.

Клод Бернард

 

Сейчас мы можем сказать, что учиться – это непрекращаемый процесс, когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание – это научить людей учиться.

Питер Друкер

 

Главная цель обучения  – научить думать, а не научить думать каким-то особым образом. Лучше развивать свой собственный разум и учиться думать самим, чем загружать в свою память множество мыслей других людей.

Джон Дьюэй

 

Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ.

Александр Лойд

 

Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться.

Альберт Эйнштейн

 

Обучение – это не то, что получаешь случайно. А то, к чему стремишься со страстью и делаешь с усердием.

Эбигейл Адамс

 

Чтение само по себе лишь дает материал для знания, но именно процесс размышления дает нам возможность усвоить эти знания.

Джон Лок

 

 

Понятие метапредметности

 

Что же такое метапредметы и принцип метапредметности?

 

Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.

 Ученик на данных уроках учится учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и учителя.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, то есть таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

 

 

Что такое метапредметный подход?

 

 Метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Метапредметные умения:

  • это надпредметные умения, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов,
  • это обобщённый способ действий, который позволяет самостоятельно организовать образовательный процесс, включающий в себя элементы алгоритмизации и рефлексию действий.

Можно выделить несколько групп метапредметных умений:

  • это умение планировать собственную деятельность,
  • самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется,
  • суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями,
  • оценить собственные действия,
  • в случае необходимости скорректировать их.

 

  Современное обучение учащихся требует формирования метапредметных умений и навыков. Такое обучение личностно ориентировано и имеет следующие преимущества: характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах обучения.

 

 

А что же какое метапредметный урок?

 

Метапредметный урок –  это урок, на котором...

 

  •  происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.
  • обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а деятельностных способов работы со знаниями.

На первый план выходит обучение способам работы с информацией:

- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), то есть умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта;

- ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт;

- ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ.

С помощью метапредметного урока и внеурочной деятельности можно подготовить ребенка к реальной жизни. 

Основными признаками метапредметного урока и внеурочной деятельности являются:

  - самостоятельная (экспериментальная, поисковая) учебная деятельность учащихся;

  - рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

   - активизация интереса и мотивации обучения учащихся.

 

 

 

Образовательные технологии, развивающие метапредметные умения

Проектная деятельность

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно, позволяет организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах.

Работая над проектом, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования. Выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

     Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки.

Технология организации групповой работы

Технология организации групповой работы – это активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, где происходит активизация познавательной деятельности. 

Развиваются навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его. Происходит развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог). Совершенствуются межличностные отношения в классе.

 

 

Образовательные технологии, развивающие метапредметные умения

Личностно-ориентированные технологии обучения

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения ), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Интерактивная методика

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает? Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Осмысление полученного опыта. Обобщение (рефлексия). Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих.

Интегративная технология

Интегрированные уроки дают ученику широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.

 

Цели образования ХІ века

 

Цели сформулировал Жак Делор. По его мнению, это:

 

научиться познавать;

научиться делать;

научиться жить вместе;

научиться жить.

Он определил основные глобальные компетентности.

Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому) являются следующие:

  • ценностно-смысловые,
  • общекультурные,
  • учебно-познавательные,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • социально-трудовые,
  • компетенции личностного самосовершенствования.
свернуть