ПРОФИЛАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ В НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ДЕСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

      Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, направленное вовне или на самого себя, приводящее к нарушению качества жизни человека, эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности/

     Основные опасности деструктивного поведения: насилие, убийства, самоубийства, наркомания, алкоголизм, радикализм, сатанизм и т.п.

Деструктивность, в той или иной форме, присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Нагляднее всего это проявляется у подростков, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, могут привести к изменениям личности. Существует вероятность того, что проявлению и закреплению деструктивного поведения способствует социальное научение на основе СМИ, компьютерных игр, информации социальных сетей. Сцены агрессии, насилия и жестокости и в последующем начинают восприниматься им как должное, а со временем занимают приоритетное место в иерархии его интересов. Важнейшей особенностью отклоняющегося поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями (ценности группы – мои ценности).

К группам деструктивного движения относят: - Панки - Скинхэды - Гопники - Сатанисты - Наркоманы - Нацисты

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ДЕСТРУКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ

     Под воздействием деструктивного влияния у подростков, вовлеченных в деструктивные течения, образовались устойчивые поведенческие паттерны разрушительного типа: 1. Снижение способности самостоятельно думать и принимать решения. Отсутствие желания учиться, развиваться, работать. Желание деградировать и быть лучшим из худших.

  1. 2. Отрицание всякой ответственности. Поиск внешней идеологии, чёткого алгоритма действий, как стремление передать ответственность за свою жизнь другому. 3. Отсутствие авторитетов среди значимых взрослых. Восприятие родителей, учителей, знакомых, как людей отсталых, глупых, ниже себя по уровню развития. Выраженная симпатия подростков к антигероям, антидвижениям и всему, что можно назвать «темной стороной» (зло). Все злое воспринимается как насыщенная и яркая жизнь, все нормальное как скучное и тяжелое. 5. Выраженное стремление подростков к разрушению на всех уровнях: своей психики, своего тела, своего окружения, вещей, идей, государства, общества, культуры, морали и т.п. Подростки хотят разрушать и быть разрушенными.

 

Последствия влияния деструктивных групп на подростка: 1. Совершения массовых расстрелов в учебных заведениях; 2. Нападения на учителей; 3. Поджоги или подрывы школ, взрыв петард или же самодельных взрывных устройств на территории школы; 4.  Суицидальные намерения

Как распознать, что ребенок может состоять в группах деструктивной направленности:

1.Одежда с агрессивными надписями и изображениями, футболки с надписями: «Ненависть», «Natural Selection», «Wrath», «shooting», «A.C.A.B.», «Ave Satan», «Во имя Сатаны», «Нормальные люди бояться меня», «Нечего терять», «Оффник» и т.п.; футболки со следующими изображениями: воровская звезда, люди с оружием, кровь, перевернутый крест, перевернутая пентаграмма, нацистская символика, символика СССР и другие агрессивные изображения и надписи; 2. Телесные повреждения. На теле подростка есть царапины и синяки. Если синяки, царапины и повреждения появляются на теле подростка чаще 2 раз в месяц – это может указывать на осознанное или не осознанное желание причинить себе вред самостоятельно или опосредованно. К данному пункту в том числе относятся случаи, когда подростки как бы случайно ударяются, падают или получают синяки по невнимательности 3. Уводит взгляд. Подросток избегает зрительного контакта, предпочитает смотреть вниз (себе под ноги); 4. Проявляет нервозность. Признаки нервозности (чешется, без необходимости и часто поправляет волосы и одежду, кусает губы, топает ногой, чешет нос, оглядывается по сторонам). Эти признаки должны быть выраженными и длиться продолжительное время (они не должны быть связаны с предстоящей контрольной, родительским собранием и т.п; 5. Демонстрирует преувеличенную эмоциональную реакцию, неадекватную ситуации, например, смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода, или плачет о позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки; 6. Прогулы. Подросток неоднократно демонстративно отказывается от посещения занятий или от выполнения заданий учителей; 7.Конфликт с учителями. Подросток угрожает учителю, запугивает его, или проявляет агрессию в его сторону; 8. Участие в группе. Группа подростков носит похожую одежду или одежду с одинаковой символикой; группа подростков проводит вместе перемены и уходят вместе со школы после уроков, а также прогуливают вместе школу (при этом хотя бы один из них должен иметь другие признаки участия в деструктивных течениях). Что должна включать в себя работа с такими подростками: Профилактическая работа, как правило, должна включать: социально-педагогическую диагностику обучающихся; психологическую диагностику особенностей психоэмоционального состояния и личностных особенностей обучающихся; проведение разнообразных дискуссий, диспутов с несовершеннолетними («Неформальные молодёжные объединения: «за и «против»,     Целесообразна организация среди несовершеннолетних деловых игр с целью выявления интересных и социально-значимых занятий («Мир со знаком плюс и минус», «Свобода и ответственность»). Значимым является проведение психологических тренингов личностного роста («Я принимаю себя», «Я познаю себя», «Я умею разрешать конфликты» 7 и др.), циклов занятий, направленных на формирование и развитие толерантности. Следует также знакомить подростков и молодёжь с широким спектром возможностей учреждений дополнительного образования, вовлекать в разнообразную организованную досуговую деятельность с учётом их индивидуальных особенностей, способностей и потребностей. Одной из составляющих воспитательного процесса является просвещение родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Важными темами для разговора с ними могут стать следующие: «Причины участия подростков и молодёжи в неформальных объединениях», «Деструктивные неформальные молодёжные объединения как фактор риска» и т.п. Об эффективности воспитательной работы с несовершеннолетними в данном направлении можно судить по следующим критериям: появлению у большинства обучающихся оптимистической и рефлексивной жизненной позиции; позитивному отношению к себе и окружающим другим; адекватной самооценке; ориентации на гуманистические ценности; готовности к дальнейшему саморазвитию и самовоспитанию.        Основными условиями для эффективной профилактики в образовательном учреждении являются: организация ранней профилактики, её системность и целенаправленность; сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер; непрерывность процесса профилактической деятельности; направленность на всех участников образовательного процесса. Главный итог – выход несовершеннолетних из состава деструктивных объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ещё в этом разделе